13 февраля 2003 Специалисты "Хотел Консалтинг энд Девелопмент Груп" приняли участие в организации и проведении семинара "Оценка небольших отелей/мотелей", состоявшегося 11- 12 февраля 2003 г. в московской гостинице "Белград". Инициатива проведения этого семинара принадлежала Российскому обществу оценщиков…
Мы уже неоднократно отмечали, что в последнее время в отечественном гостиничном бизнесе все чаще
инициируются процессы, связанные с реструктуризацией активов средств размещения, сменой их собственников и девелоперов, продажей или
переуступкой пакетов акций, диверсификацией их основной деятельности, слияний и поглощений. По вполне понятным причинам, поиски новых
моделей активизации гостиничной активности требуют привлечения к этим процессам профессионалов,
способных правильно выявить и оценить приоритеты текущих и долгосрочных действий.
Во многих российских регионах консультационные компании и специалисты - оценщики коммерческой
недвижимости все чаще сталкиваются с затронутой проблемой, ставшей особенно актуальной после скандалов, связанных с проверкой продажи
городского пакета акций питерского "Гранд-отель Европа". Подлила масла в огонь и последующая история с приостановкой продажи акций
ОАО "Гостиница Москва", 74% акций которой также принадлежит мэрии Санкт- Петербурга. Похоже, сегодня северная столица стала центральным
полигоном развития гостиничных бизнес - процессов, проходящих на фоне многочисленных заявлений, подкрепленных рядом конкретных шагов
питерских городских и деловых кругов, направленных на превращение города в крупный туристский центр. Несмотря на достойные подражания
шаги по созданию современной гостиничной инфраструктуры России, способствующей активизации общей экономической активности в стране,
настораживает количество ошибок, сделанных на этом пути.
В целом, это вполне закономерно, поскольку, несмотря на универсальность аудиторов Счетной палаты
РФ и местных специалистов по коммерческой недвижимости, проведение оценки в такой специфической области, как средства размещения,
требует привлечения специалистов, знающих этот бизнес изнутри. Данный факт объясняется тем, что речь идет не столько об остаточной или
рыночной стоимости гостиничной инфраструктуры, а всего спектра бизнеса, которую она генерирует. Одна из наиболее распространенных
ошибок традиционных оценщиков заключается в том, что здание гостиницы оценивается как обычный объект недвижимости. При этом основное
внимание уделяется физическим характеристикам здания - степени износа, метражу, качеству строительства и т.д. Принимаются в расчет и
некоторые факторы рыночного плана: месторасположение, транспортная доступность. Но ведь гостиница - это не только здание, а объект,
который приносит доход, и в отличие от других видов коммерческой недвижимости, объемы поступлений от эксплуатации отелей меняются
ежедневно.
Для того, чтобы правильно работать
с гостиничной недвижимостью, нужны специальные навыки. Придя к такому выводу,
Российское общество оценщиков и компания Ко-Инвест решили организовать семинар,
на который были приглашены пециалисты из регионов РФ, работающие в области оценки
недвижимости. В первый день работы семинара основным докладчиком выступал Cтефан
Мейра, консультант "Хотел Консалтинг энд Девелопмент Груп" (Москва). В трехчасовом
докладе он рассказал о состоянии гостиничного рынка столицы, основных проблемах
и тенденциях его развития. Большинство слушателей, которые в будущем планируют
оценивать гостиницы и гостиничные активы, впервые узнали, по каким законам живет
и развивается этот бизнес. Излагавший далее методику оценки гостиниц и мотелей
Эрик Белфрэдж (специалист по оценке гостиниц, США, Колумбия) развил данный сюжет,
отметив, что без поддержки специализированных консалтинговых компаний на российском
гостиничном рынке невозможно провести качественную оценку. "Мне повезло,
- сказал он, - что специалисты ХКД Груп согласились выступить в качестве
информационного спонсора семинара. В отличие от США, гостиничный рынок Москвы
и других городов России совершенно непрозрачен. Пока только некоторые специализированные
группы имеют и могут оперировать нужной информацией и делать качественный анализ
рыночной ситуации". Добавив, -"что на сегодняшний день ХКД Груп способна
проводить все основные операции, связанные с оценкой гостиниц".
По этому поводу генеральный директор
"ХКД Груп" Александр Лесник заметил: "Единственное, что нам для этого не
хватает, - это лицензии на оценочную деятельность. Но на данном этапе амбиции
нашей компании не простираются на этот участок бизнеса. Нас вполне устраивает
сотрудничество с профессиональными оценщиками в той области, где у нас пока
нет конкурентов - в проведении маркетинговых исследований, расчетов рентабельности
гостиничных проектов и развития деловой активности действующих предприятий отрасли".
|