27 января 2003 Одна из последних тенденций уходящего года, плавно перешедшая в год наступивший, это оживление ситуации на рынке гостиничной недвижимости. Гостиницы все чаще становятся центрами не только инвестиционного интереса, направленного на строительство новых объектов или реконструкцию уже действующих, но и объектами купли-продажи…
Подобные примеры можно найти уже
не только на страницах специализированных изданий, но… и в прессе, предназначенной
для массового читателя, что свидетельствует о росте интереса широкой общественности
к бизнесу по оказанию услуг размещения. Продаются, как правило, либо здания,
как объекты недвижимости, либо пакеты акций. Особенно интересные коллизии возникают
когда продаются пакеты акций предприятий, владеющих гостиницами. Так, например,
компания "Гранд-отель Европа", владеющая одноименной гостиницей в
Санкт-Петербурге и другими объектами недвижимости, продала пакет в 40,3% своих
акций за сумму, составляющую примерно 1 млн. долларов США. При этом одна только
гостиница, входящая в активы компании, оценивается в 2,2 млрд. долларов США.
Столь разные цифры имеют один и тот же источник - это результат оценки рыночной
стоимости гостиницы и активов компании "Гранд-отель Европа", владеющей
гостиницей, проведенных "Петербургской оценочной компанией" в октябре
2002 года. Подобное несоответствие в цифрах обратило на себя внимание других
специалистов, занимающихся оценкой недвижимости и рыночной стоимости активов,
которые считают, что цена сделки занижена раз в двадцать, даже с учетом долгов,
имеющихся у владельца. Конфликт в Петербурге еще раз подтверждает тот факт,
что оценка гостиничной недвижимости требует особого подхода, поскольку продается
не только здание, но и бизнес, генерируемый в рамках этого объекта. И если стоимость
физической части гостиничного предприятия определить не столь сложно, то оценка
бизнеса вызывает затруднения, как по причине многофакторности этого явления,
так и из-за отсутствия информации о рынке средств размещения и самих специалистов,
знающих в деталях особенности этого вида деловой активности.
Если продается пакет акций компании, владеющей объектом недвижимости,
то в информационном сообщении о предполагаемой сделке говорится, как правило, о величине уставного капитала
продаваемого предприятия. При этом стоимость акций к заявленной сумме предложения никакого отношения не имеет.
Так, например, ОАО "Новосибирский завод химконцентратов" продает пакеты акций санаториев, принадлежащих группе "ТВЭЛ".
При этом уставный капитал в несколько раз (от 2 до 10 раз) в сторону понижения отличается от цены продажи пакетов акций,
что говорит о том, что при их оценке учитывались рыночные факторы, влияющие на доходность деятельности, организуемой на
продаваемых предприятиях.
Участившиеся случаи продажи гостиничных активов свидетельствуют о скором
появлении на фондовой бирже пакетов акций многих гостиничных предприятий. Еще одним подтверждением этого стало
заявление компании "Интеррос" о намерении создать в Москве прообраз американских REIT - инвестиционных фондов,
финансирующих строительство или покупку объектов недвижимости, в том числе и гостиничной. Аналогичные проекты,
по сообщению газеты "Ведомости", имеют и другие корпорации, в частности, АФК "Система" и "Металлоинвест".
При этом группа "Интеррос", уже зарегистрировавшая первый такой фонд - ОАО "Открытые инвестиции",
предполагает возможным разместить в дальнейшем акции этого объединения на фондовом рынке Москвы.
|