27 мая 2005 Текущая ситуация на московском гостиничном рынке...
В 2005 году, несмотря на ввод в эксплуатацию двух новых гостиниц, увеличивших номерной фонд Москвы почти на 400 единиц, никаких изменений «к лучшему» не произошло: проблема размещения в Москве стоит остро, и даже «за большие деньги» этот вопрос решается с трудом. Анализ загрузки отелей верхнего сегмента показывает, что в будние дни даже отели класса «люкс» заполнены на 80-90%, хотя, конечно, наибольшим спросом пользуются более «скромные» гостиницы этой подгруппы – 4-х звездочные «Шератон» и «Тверская-Марриотт».
Спрос на хорошие отели в Москве «бьет рекорды» уже третий год подряд, причем динамика изменений только нарастает. Если в 2000 году, начиная с апреля, «Тверская-Марриотт» реализовывала 1-3 «полных дня» в месяц, то за первые 4 месяца 2005 года этот отель был загружен на 100% уже в течение 30 дней, и еще 18 дней загрузка колебалась между 98 и 99%.
Похожие тенденции наблюдались и в других гостиницах верхнего сегмента Москвы - в апреле 2005 года количество "полных дней" в этом сегменте возросло на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Это означает, что поселиться в гостиницах этой ценовой категории без предварительного бронирования невозможно. Кроме того, 100% загрузка отелей свидетельствует не только о высоком спросе на размещение в Москве, такой показатель фактически является подтверждением практики использования овербукинга, неизбежным в условиях, когда гостиница стремится максимизировать отдачу от номерного фонда. Овербукинг и тарифная сегментация клиентов являются неотъемлемой частью практики управления доходами (
yield
management
), широко практикуемой, в первую очередь, американскими (марки Марриотт, Шератон, Редиссон) и
французскими операторами (Новотель).
Увеличение количества «полных дней» в гостиницах также говорит о росте «замещенного спроса», когда клиент, не сумевший разместиться в выбранном отеле, вынужден селиться в средствах размещения другого класса или в жилом секторе города. Теоретически гостиницы, применяющие техники управления доходами, должны вести учет «отказников» (клиентов, которым отказано в размещении по причине полной загрузки отеля), но эти данные, если они и имеются, закрыты для внешнего анализа. Используя экспертные коэффициенты, можно приблизительно подсчитать, какие количество клиентов «уходит мимо» гостиниц верхнего сегмента из-за превышения спроса над предложением. Учитывая, что до 20-х чисел мая гостиницы верхнего сегмента реализовали почти 300 полных дней при средней загрузке на уровне 80%, а также принимая во внимание практику овербукинга, можно предположить, что за
первые 4,5 месяца этого года отказано в размещении почти 60-ти тысячам человек. И это в гостиницах, средняя цена продаж в которых колеблется от $170 до $450 за номер в сутки.
Пользуясь ситуацией повышенного спроса, московские отели бизнес-класса снижают количество предоставляемых скидок, что приводит к росту показателя ADR.
Новые гостиницы, недавно вышедшие на рынок Москвы, чувствуют себя на нем достаточно неплохо. «Голден Эппл» в марте заполнялся почти на 70% при средней цене продаж чуть более $200 за номер. Другой отель – «Холидей-Инн Лесная», открывшийся в марте 2005 года, уже в апреле сумел реализовать больше половины имеющихся номеров. Правда, для этого менеджменту отеля пришлось-таки устанавливать существенные скидки: средняя цена продаж
в этом отеле была почти наполовину ниже основного тарифа.
В целом тенденции, происходящие на гостиничном рынке Москвы характерны для городов с устойчивым туристским потоком. В Лондоне, например, средняя загрузка отелей не уступает московской, и такая ситуация для этого рынка скорее типична, чем необычна. На пределе имеющейся емкости работают отели верхнего сегмента в ОАЭ. Вообще, считается, что заполняемость гостиницы должна стремиться к 100%. С этой логикой с определенными оговорками трудно не согласиться, хотя для гостей столицы перегрузка отелей создает, мягко говоря, неудобства: так, некоторые гостиницы столицы уже «заказаны» вплоть до 2007 года. Такая ситуация может в будущем иметь негативные последствия: уже сейчас туроператоры говорят о снижении потока иностранных туристов (включая тех, кто имеет деловые цели поездки), прибывающих в Москву. Количество граждан РФ, размещающихся в гостиницах города, неуклонно сокращается, начиная с 2002 года. Эта же тенденция характерна и для жителей стран СНГ. С другой стороны, уже в ближайшем будущем предполагается построить до 20 гостиниц, реальная классность которых будет определяться не пожеланиями туристов, а месторасположением объекта и конъюнктурой рынка. Наложение этих разнонаправленных факторов может существенно изменить ситуацию в верхнем сегменте рынка Москвы в среднесрочной перспективе, хотя, конечно, вряд ли стоит драматизировать события и ожидать повторения кризиса 1998 года.
|