21 января 2003 Согласно информации Комитета по туризму Правительства Москвы в 2002 году в столицу прибыло 2 204 409 иностранных граждан, что на 22% больше, чем в предыдущем году. Увеличение потока чиновники туристского министерства Москвы объясняют действием программных мероприятий, направленных на поддержку туристской отрасли и финансируемых из бюджета города. В 2002 году на эти цели было выделено 4,54 млн. долларов США…
Обычно эти средства направляются
на рекламу
города как туристского направления, участие в международных выставках, выпуск
рекламно-информационных изданий и проведение исследований в области туризма.
Эффективность произведенных затрат в Комитете по туризму оценили достаточно
высоко – на каждый доллар затрат на программные мероприятия экономика города
получает от туризма около 44 долларов поступлений. При этом в бюджет города
каждый доллар, затраченный на развитие туризма, дает 1,75 долларов дохода. В
основу расчетов чиновники Комитета по туризму, помимо данных о росте
туристского потока, закладывали средние доходы от одного туриста, равные 405
долларов США. Почему именно эту сумму город получает от прибывающих в него иностранцев, нигде не объясняется.
По мнению
специалистов ХКД Груп, расчеты Комитета по туризму нуждаются в корректировке.
Необходимо, во-первых, уточнить эволюцию туристских потоков, обеспеченных
именно программными мероприятиями, а не обычными колебаниями рыночной конъюнктуры.
Во-вторых, следует скорректировать расчеты средних расходов на туриста,
сопроводив их соответствующими пояснениями или ссылками на результаты
проводимых в этой области исследований. Средние расходы туристов за время
пребывания в Москве, принятые за 405 долларов на человека, приближаются к
усредненным затратам туристов из дальнего зарубежья (в первую очередь, стран
Европы, США и Юго-восточной Азии), составляющим около 375 долларов США за 3
ночи пребывания в Москве. Эти данные получены на основе анализа ценового
предложения туроператоров, работающих на прием иностранных туристов в Москве,
за вычетом соответствующих коэффициентов, представляющих прибыль оператора. Посетители
из стран СНГ, составляющие основную долю туристского потока в Москве, тратят за
время своего пребывания в столице в 3-4 раза меньше средств, чем европейцы или
американцы. Деловые посетители столицы, в отличие от туристов, привлекаются в
Москву иными причинами, поэтому учитывать их расходы для расчета эффективности
программных мероприятий следует достаточно осторожно. В целом следует отметить,
что анализ представленных Комитетом
туризма Москвы расчетов еще раз обращает внимание на значимость проблемы
исследований в сфере туризма.
|