3 июня 2003 Меры поддержки гостиничной отрасли в зарубежных государствах…
В государствах,
делающих ставку на развитие туризма, обычно предпринимается ряд мер
законодательного характера, стимулирующих развитие туристской инфраструктуры, в
частности, гостиниц. При этом государственные органы и финансовые учреждения
исходят из того, что инвестиции в туризм создают новые рабочие места, а также
приносят определенный доход, в том числе и в твердой валюте. Поэтому в
большинстве стран незамедлительно принимается решение в пользу привлечения
иностранных и внутренних инвестиций и займов путем установления для них
налоговых льгот. Среди таких мер в первую очередь можно процитировать следующие:
- помощь в выделении участков под застройку;
- помощь в проведении маркетинговых исследований;
- возврат капиталовложений по завышенным кредитным ставкам,
- отнесение потерь начальной стадии проекта на период получения прибыли от проекта (отсрочка платежей),
- развитие государством инфраструктуры для проектов,
- налоговые и таможенные льготы для поставок оборудования по проекту, не производящегося в стране.
К иным льготам можно отнести отсутствие
налогов на прибыль (Эстония, ОАЭ) и гармонизация в целом налогообложения
(страны Балтии). Несмотря на то, что прямая финансовая поддержка гостиничных
проектов со стороны государства сведена к минимуму, в некоторых странах
туристская инфраструктура пользуется существенными льготами финансового характера:
- в Турции гостинично- туристский комплекс на 40%
дотируется государством, что позволяет устанавливать конкурентоспособные цены.
Кроме того, принято свободное хождение иностранной валюты наряду с местной денежной
единицей, что удобно для туристов;
- в Израиле до 30% инвестиций в гостиничную сферу
возвращается инвестору государством в виде прямых отчислений и налоговых льгот
(при условии достижения определенных объемов привлечения туристов);
- В Мексике – созданы зоны - франко (свободные от
налогообложения) вокруг курортов Акапулько и Канкун;
- В Испании принят план повышения конкурентоспособности
испанского турпродукта, где приоритетным направлением выделена реконструкция
и модернизация гостиниц в основных курортных зонах, развитие сельского туризма
в районах, не имеющих пляжей (Валенсия), а остров Тенериф – объявлен зоной-франко,
что снижает стоимость не только туристских услуг (в том числе и гостиниц), но
и отражается на стоимости других продуктов, в том числе бензина. Правительство
инвестирует крупные суммы в развитие инфраструктуры острова;
- В Марокко - принят план развития туризма, предполагающий прямые бюджетные
инвестиции (20-40%) в приоритетные проекты развития (крупные парки развлечений,
гостиничные комплексы и т.д.);
- В Индонезии – остров Бали также признан «свободной
экономической зоной», что снижает цены на туристское предложение острова. Здесь
же практикуются прямые бюджетные инвестиции в развитие инфраструктуры.
Предварительное условие, которое, как
правило, ставится перед потенциальными инвесторами, это инвестирование в
проекты, осуществляемые в регионах, признанных развивающимися. К этому
добавляются требования к использованию доходов и прибылей, получаемых в твердой
валюте, использование местного персонала, его обучение и методы управления
предприятием. Иногда добавляются требования к внешнему виду проектов
(гармонирующих с местной архитектурой).
Если говорить о
мерах правительственной поддержки капиталовложений в гостиничную отрасль,
выражающихся в создании благоприятного инвестиционного климата, то в качестве
таковых здесь обычно рассматриваются следующие составляющие:
- Информационная и консультационная помощь будущим
инвесторам. Для того, чтобы правильно оценить перспективы проекта, инвестор
должен располагать информацией об основных рыночных показателях в динамике за
несколько лет. В гостиничной индустрии к таким показателям относятся загрузка,
доходы за номер, средняя цена за номер и т.д. Добыть эти сведения иначе, чем
из официальных государственных источников или у специализированных консалтинговых
компаний, не представляется возможным.
- Предоставление правительственных гарантий. Широко
распространенный механизм обеспечения кредитов. Под правительственные гарантии
построен ряд гостиничных объектов в странах СНГ, например, «Шодлик» в Ташкенте.
Подобная форма сотрудничества очень устраивает иностранных инвесторов и наиболее распространена в деловой практике стран с переходной
и развивающейся экономикой.
- Разработка законодательства, защищающего интересы
инвестора. Под защитой интересов инвестора обычно понимают установление налоговых
льгот и гарантий в отношении репартации прибылей.
Конечно, не все
перечисленные выше меры могут использоваться в Москве, т.к. политика федеральных
властей в настоящее время направлена на сокращение налоговых льгот и отказ в
предоставлении каких-либо государственных гарантий инвесторам. В целом в ряде
регионов России, в частности, в Москве, можно было бы привлечь инвестиции в
гостиничный сектор и на существующих условиях, если бы упростился процесс
выдачи разрешительной документации на строительство и на закрепление участка за
заказчиком. На получение всех согласований уходит, как правило, год. В этом
контексте можно предложить следующие меры, способствующие привлечению
инвестиций в отрасль:
- упростить вопрос согласований и выдачи разрешительной
документации
- снизить нагрузку на инвестора в виде выплат на
развитие местной инфраструктуры
- рассмотреть вопросы привлечения долгосрочных (на
10-15 лет) кредитов под низкие проценты (не более 5% годовых) для наиболее перспективных
объектов
- ввести «налоговые каникулы» для приоритетных проектов
(в виде отсрочки выплат налога на прибыль на 3 года).
|