15 апреля 2003 Барометр рынка - март
Весна – особое время для всей столичной
туриндустрии. Активизация выставочной деятельности в весенние месяцы повышает
интерес к гостиницам Москвы, что особенно заметно при анализе заполняемости
отелей по неделям: в последнюю неделю марта количество проданных номеров в среднем
составляло 80-88%. Отдельные гостиницы Москвы в период с 25 по 29 марта вообще
не имели свободных номеров. При этом были заполнены как отели низкой, так и
высокой ценовых категорий. Таким образом, высокая значимость выставочной деятельности
для столичных средств размещения получает дополнительное подтверждение. Единственный
недостаток выставочных мероприятий, проходящих в городе, – это их непродолжительный
характер: средняя выставка проходит в 3 дня. При этом пик загрузки приходится
на середину недели, а в выходные дни, традиционно составляющие «узкое место»
в заполняемости столичных средств размещения, участники выставок покидают наш
город.
Другая проблема, возникающая в этой связи, это несогласованность проведения
выставок. На это, в частности, обратил внимание директор одной из крупнейших
московских гостиниц «Космос» г-н Юлгушев. Выступая на Круглом столе «Гостиничный
рынок Москвы в первой половине 2003 года», организованном КВЭД Правительства
Москвы и «Хотел Консалтинг энд Девелопмент Груп», он отметил, что отсутствие
координации в вопросах организации различных мероприятий национального масштаба
отрицательно сказывается на финансовых результатах отелей. В качестве примера
была приведена ситуация, когда в городе одновременно проводились две крупные
выставки: MITT-2003 на Красной Пресне и «Текстиль-экспо» на ВДНХ. На время работы
выставок гостиницы города были загружены до отказа. Но уже в конце недели, по
окончании их деятельности, загрузка отелей значительно снизилась. Стоит только
сдвинуть график проведения выставок на 2-3 дня, и в выигрыше оказались бы все.
Как показывает анализ, на время проведения выставочных мероприятий гостиницы
получают возможность поднять цены, пользуясь высоким спросом на свои услуги.
В основном, это происходит за счет сокращения процента дисконтирования цен на
номера, поступающие в продажу, и более ярко проявляется в гостиницах верхнего
сегмента. Так, если рассматривать последнюю неделю марта, то средняя цена продажи
в гостиницах класса 4-5 звезд в среду была на 10-30% выше, чем в понедельник.
В гостиницах более низкой классности эти процессы имели гораздо более
скромные масштабы: в отелях класса 3 звезды средняя цена продажи увеличилась
только на 3% по сравнению с неделей, предшествовавшей открытию MITT-2003. Похоже, что отели этой группы исчерпали свой
резерв заранее, подняв средние цены продаж в марте по сравнению с февралем на
13,5%.
Как мы отмечали в предыдущих обзорах, средняя цена продажи номера
остается основным показателем, подвергающимся существенным изменениям во
временной динамике. Если сравнивать ситуацию в гостиничной отрасли Москвы
годичной давности с той, что сложилась в настоящее время (март к марту), то в
обобщенном виде ее можно представить следующим образом:
Гостиницы Москвы |
% изменений (март 2002/март 2003) |
Средняя цена продажи
|
Загрузка |
Верхний сегмент |
+ 16,3% |
+0,06% |
Средний сегмент |
+28,5% |
- 12% |
Нижний сегмент |
+29% |
+0,05% |
Источник: ХКД Груп, 2003 г. |
Отмеченные тенденции, судя по всему, будут наблюдаться и в дальнейшем.
Гостиницы среднего и низкого сегмента менее подвержены конкуренции, чем отели
класса 4-5 звезд, и здесь повышение цен будет, очевидно, более заметным. По
нашим прогнозам при стабилизации спроса на уровне 65-80% от имеющегося объема номерного фонда темпы изменений
средних цен продажи составят по этим группам отелей примерно 5-10% в месяц.
|