10 апреля 2003 Гостиница или офисный комплекс: Дилемма для инвестора?...
То, что гостиничный бизнес испытывает конкуренцию со стороны таких
объектов притяжения инвестиций, как офисное и жилое строительство, не является
секретом даже для тех, кто специально этой проблемой не занимался. При этом,
как показывает практика, офисный сегмент пользуется у инвесторов явным
предпочтением. Если по данным специализирующихся на офисном рынке компаний (к
примеру, Collers International) в Москве в
прошлом году было построено 111 066 м2 офисных площадей класса А и
Б, а в стадии строительства находилось еще 308 157 м2, то гостиничной
площадей в 2002 году было возведено не более 80-100 тыс. метров. Строится на
данный момент только одна гостиница на месте бывшего «Интуриста» ( гостиница на Софийской набережной
в составе делового комплекса находится в стадии подготовки к строительству),
правда, в проектах Правительства Москвы и частных инвесторов стоит
реконструкция чуть ли не половины всего номерного фонда столичных отелей, но
как быстро будут найдены средства на реализацию этих планов, не известно.
Пока же строительные компании и специалисты по операциям с
недвижимостью в Москве предпочитают использовать «накатанные» схемы реализации
офисных площадей в противовес сложностям с разработкой и освоением базовых
принципов работы с гостиничными объектами. Логика строителей и девелоперов
проста и понятна, с «пролетарской» прямотой они сравнивают несопоставимые величины:
сколько можно получить с продажи 1 м2 площадей различной
функциональной принадлежности. Если пользоваться строительно-риэлторской логикой
и далее, то гостиничный бизнес оказывается в заведомо проигрышном положении.
Действительно, реальный доход генерируют только те площади, на которых
разворачивается основная бизнес-активность. Для офисных зданий – это площадь
офисов, для гостиничных – площадь гостиничных номеров. В то же время,
соотношение полезной площади к общей для различных видов деловой активности не
одинаково: по офисам это примерно 80/20, для гостиниц – от 75/25 до 40/60 в
зависимости от классности объекта. В таком контексте получается, что 1 м2
городской гостиницы на 250 – 300 номеров даст владельцу прибыли в лучшем случае
по 250$, в то время как стоимость м2
аренды офиса составляет в среднем по Москве $350 – $400 м2. Что в
данном случае можно сказать в защиту престижа гостиничных объектов? Во-первых,
сравниваться должны аналогичные бизнес- операции. Если речь идет об аренде
офисов, то необходимо оперировать теми же понятиями и в отношении гостиниц. Но
сдача в аренду гостиничных предприятий в Москве почти не практикуется, так что
примеры для иллюстрации этого положения получить сложно.
Во-вторых, если отель освободить от «общественной нагрузки» в виде
большого лобби, холлов на этажах, прочих помещений, предназначенных для
общественных нужд, то каждый метр гостиничной площади будет приносить доход,
сравнимый со сдачей в аренду офисов, что подтверждается простым примером:
|
Офисы |
Гостиница |
Общая площадь, м2 |
6000 |
6000 |
Соотношение вспомогательной и полезной площади |
20/80 |
30/70 |
Площадь одной единицы, м2 |
24 |
24 |
Количество единиц |
200 |
175 |
Общий доход (за вычетом расходов по эксплуатации и управлению), $ млн. |
2,4 |
2,49 |
Доход в год, $/м2 |
400 |
415 |
А в целом, конечно, пока существует возможность получать быстрые деньги
на спекуляциях с недвижимостью, охотников заниматься хлопотным гостиничным
бизнесом будет не много. И никакие расчеты на 10-ти летнюю перспективу не
смогут убедить их в полезности и выгодности такого бизнеса. Гостиничные проекты
будут оставаться прерогативой более продвинутых энтузиастов, а также городских
властей, поскольку гостиничный бизнес создает реальные рабочие места, а также
генерирует поступления в бюджет города за счет налоговых отчислений.
|