2 апреля 2003 Раздевалка – через дорогу баня
Примерно такие
мысли приходят в голову, когда приходится сталкиваться с некоторыми архитектурно-планировочными
огрехами в строительстве средств размещения, различной направленности. С одной
стороны, гостиничные архитектурные проекты в последнее время становятся все
более разнообразными и изысканными. По сравнению с советским периодом сегодня
архитекторы получили возможность более свободно проявлять свои таланты, исчезли
проблемы вписывания оригинальных творческих планов в жесткие типовые коробки гостиничных
зданий. Однако помимо позитивных перемен, лежащих в русле расширения творческого
потенциала и роста технических и финансовых возможностей по реализации планов
строительства гостиниц, времена бурного развития рыночных отношений негативно
сказались на целом ряде специфических элементов гостиничного проектирования, о
которых вдруг стали забывать, как на стадии разработки задания на
проектирование объекта, так и на стадии воплощения проекта в жизнь.
Например, строится
гостиница в Москве. Для нее заявлены самая высокая классность, престижный
бренд, супервыгодное расположение и т.д. Несмотря на это уже на стадии подготовки
строительной документации выявляются погрешности, которые в настоящее время не
позволяют рассматривать этот объект как относящийся к классу «люкс», а в
будущем не позволят этой гостинице получить максимальную отдачу от вложенных
инвестиций. Не вдаваясь в специфические детали архитектурных решений, приведем
лишь наиболее очевидные огрехи, позволяющие предсказывать такие последствия.
Во-первых, отсутствие в проекте помещений для оказания оздоровительных услуг не
позволит этому отелю в дальнейшем претендовать на получение пяти звезд даже по
весьма либеральной по российской системе. Во-вторых, отсутствие достаточного
количества помещений для служебного персонала и внутрихозяйственных служб,
растянутость коммуникаций, поддерживающих работу служб питания и напитков, нарушение функциональных связей на
уровне размещения аппарата управления, охранных служб и т.д. создаст трудности
для достижения оптимального экономического результата в будущем. Примерно
такого же рода недостатки отмечены специалистами ХКД Груп при анализе уже
построенной гостиницы в центре Москвы, открытие которой состоится в ближайшее
время. В ней, к примеру, нет даже служебного лифта, в добавок к этому всего
одно помещение на несколько этажей, размером 3 м2, отводится для
хранения гостиничного белья (чистого или использованного?).
Но наиболее
интересный случай в такой коллекции – строительство двух корпусов престижной
гостиницы на горнолыжном курорте, где архитектор забыл предусмотреть крытый переход.
Клиент, заплативший немалые деньги за проживание, вынужден переходить по улице
в соседний корпус, где ему накрыт завтрак. Учитывая минусовые температуры в
горах, эта простая процедура превращается в незабываемое событие.
Подобные примеры
можно продолжить, хотя это вызывает сожаление, поскольку устранить недостатки,
не выявленные на стадии проектирования, в дальнейшем очень сложно, а иногда и
невозможно. В то же время даже профессиональные архитекторы зачастую не владеют
информацией, отражающей специфику гостиничных проектов. Нам приходилось
консультировать специалистов, которые
не имели представления даже о базовых параметрах гостиничных зданий, например,
площади номерного фонда и отличиях,
налагаемых уровнем классности на этот показатель. Так что старая истина,
гласящая что «отель построить – это вам не ишака купить», получает в
современном контексте новое подтверждение.
|