Деятельность компании Публикации Проекты Новости Контактная информация О компании Русский язык English language info@hotelconsulting.ru


107031, г.Москва, Столешников пер., д.11, тел.: +7 968 716-1313, +7 495 258-8990


Rambler's Top100
Rambler's Top100
Hotel Consulting and Development Group
Сопровождение проектирования
и строительства гостиниц
от замысла до запуска в эксплуатацию

Новости

27 февраля 2003
Гостиничный бум- очередной миф или реальность (Комментарий ХКД Групп к появившимся в прессе сообщениям о намерениях ряда компаний инвестировать средства в гостиничный бизнес России)…

По сообщениям газеты «Ведомости», позже подтвержденным АБН-Ньюз, в Россию вскоре ожидается нашествие гостиничных цепей. Сначала «Дельта Капитал Менеджмент» объявила о намерении создать в России в ближайшие 10 лет цепь из 50-ти трехзвездочных гостиниц под маркой «County Inn» корпорации . Затем АКБ "Доверительный и инвестиционный Банк", дочерняя структура группы «Менатеп» в сотрудничестве с «Сэйбр Проджектс» распространила в печати информацию о предполагающемся строительстве в России сети недорогих гостиниц, управлять которой будет международный оператор Marriott. АФК «Система» достав из своих закромов очередную версию гостиничного стратегического плана, объявила о своих планах совместно с французской группой «Аккор» развернуть строительство недорогих отелей в Москве. Немного скромнее выглядят планы Департамента инвестиционных программ Правительства Москвы инвестировать в строительство 10 гостиниц класса 3 звезды в столице порядка 70 млн. долларов США. При этом управляться эти гостиницы будут не иностранными, а российскими специалистами, как это особо подчеркивается в пресс-релизе stroi.ru. Добавив к этому планы украинского Национального Резервного Банка, выйти на российский гостиничный рынок и некоторые другие проекты, озвучивать которые пока не пришло время, мы получим достаточно полную картину, отражающую живой интерес инвесторов разного толка к бизнесу по оказанию услуг размещения.

Конечно, с одной стороны, намерения инвесторов изменить соотношение сил на гостиничном рынке, вполне понятны, поскольку не проходит и месяца, чтоб на страницах средств массовой информации не появилось сообщение о нехватке в России и в Москве в частности, гостиниц среднего класса. Подобная шумиха, не подкрепленная фактами и рыночной аналитикой, создает иллюзию пустующей рыночной ниши, куда достаточно вложить средства, чтобы получить гарантированную отдачу. Кроме того, интерес к гостиничному бизнесу (на этом этапе справедливее было бы говорить о гостиничной недвижимости, поскольку те, кто собирается вкладывать деньги в строительство отелей, в большинстве случаев не имеют опыта управления подобным бизнесом) подогревается сокращением привычных рынков вложения капиталов. Действительно, более спокойный и прибыльный бизнес по строительству жилья, офисных площадей или торговых комплексов уже поделен, да и этот рынок имеет свои ограничения. Гостиничный бизнес в этом смысле представляет собой логичное продолжение инвестиционных и строительных программ, тем более, что со спросом на услуги новых отелей, как отмечает пресса, все будет обстоять хорошо: то, чего не хватает, всегда пользуется повышенным спросом. В этой связи у нас, как группы гостиничных консультантов, работающих на этом рынке не первый год, возникает ряд вопросов, которые мы сами себе задаем (иногда к нам присоединяются и журналисты), и сами же на них отвечаем.

Итак, первое, что обращает на себя внимание, это количество новых отелей: действительно, зачем так много? Конечно, Россия – страна большая, и мест для строительства новых объектов у нас достаточно. Но это еще не является весомым основанием для вложения инвестиций. По данным отечественного Госкомстата загрузка уже существующих средств размещения в целом по России не достигает и 40%. В Москве и Санкт-Петербурге заполняемость выше, но тоже не достигает «потолочных» значений. «Полные» дни, когда все номера, имеющиеся в гостиницах, проданы, уже давно стали редкостью для отечественных отелей. Если судить о результатах работы отелей среднего класса в Москве, то два месяца в году они действительно иногда вешают табличку «свободных мест нет». Зато в остальное время загрузка номерного фонда даже «раскрученных» гостиниц едва достигает отметки 50%. Аналогичная картина и в Питере, и в Сочи.

Далее, проблема спроса на услуги размещения – это только видимая часть айсберга. В конце концов, старое уходит, новое приходит, и если уже действующие гостиницы не могут адаптироваться на рынке, они уступят место своим более удачливым конкурентам. Потребитель от этой замены только выиграет. В этом контексте нам, как специалистам по гостиничному консалтингу, проводившим расчеты окупаемости достаточного количества проектов, о многих из которых теперь пишет пресса, удивительны другие моменты, на которые не обращают внимание инвесторы и их аналитические группы, как правило, непосвященные в тонкости гостиничного бизнеса. В частности, все проекты, заявленные в печати, предполагают, что строительство одной гостиницы обойдется заказчику примерно в 10 млн. долларов США. При этом стандартные номера «от стойки» будут продаваться по $90-120 в сутки. По нашему опыту, подобный уровень цен при заявленных инвестициях, не может гарантировать рентабельность проекта в приемлемые сроки (7-8 лет, как считают специалисты ДИПС Пр-ва Москвы), и это без учета необходимости возврата заемных средств. Как показывает наша практика, такие благие намерения разбиваются о «гранитную» реальность, и фактическая цена во вновь построенном объекте весьма далека от первоначальной, «правильной» цены, которую ждет рынок. Конечно, здесь следует отметить, что подобные тонкости важны для инвесторов, не пользующихся неиссякаемым бюджетным источником. Так что по мере завершения строительных проектов гостиничные объекты неизбежно перейдут в другую ценовую категорию, что вряд ли позволит рассматривать их в качестве гостиниц среднего класса. А это в свою очередь нарушает все изначальные предположения о востребованности новых средств размещения.

Что еще вызывает сомнения, когда читаешь о грандиозных планах по обустройству России? Даже если принять без возражений тот факт, что заявленное количество гостиниц нужно и что все они будут позиционироваться в среднем сегменте, неизбежно возникает вопрос о том, кто там будет работать. А это очень серьезная проблема, о которой пока мало кто говорит. Точнее было бы сказать, что об этом говорят только те, кто имеет опыт управления хотя бы одним объектом подобного рода. К примеру, компании «Юмако» (управляет одной гостиницей в Москве и в Сочи и имеет большие планы по расширению своего присутствия, в частности, на сочинском рынке) и «Бонита Груп» (управляет двумя объектами в Казахстане и имеет проекты строительства 100 отелей в России и Казахстане) не только осознали этой проблемы. Они уже создают собственные кадровые резервы, способные обеспечить их будущие «прорывы» на рынки различных городов. И, как уверяли нас представители этих компаний, найти подходящую кандидатуру даже на средний управленческий состав гостиницы очень сложно, а уж хорошего генерального директора или старшего менеджера по продажам и подавно.

Конечно, строить гостиницы можно и нужно, но прежде чем строить, не плохо было бы посчитать возможные результаты. При этом считать рентабельность должны специалисты, владеющие рыночными параметрами и в динамике, и в статике. И начинать нужно не со 100 и даже не с 10 отелей, а хотя бы с одного-двух. Это позволит лучше понять специфику рынка и оценить свой будущий рыночный потенциал.

Но, несмотря на логику этих простых истин, многие владельцы крупных денежных средств предпочитают «идти своим путем» и дальше….

вернуться к архиву новостей

Главная Напишите нам Поиск Создано в студии Технос-Дизайн
©2003-2024 Hotel Consulting and Development Group

Designed by Technos