Деятельность компании Публикации Проекты Новости Контактная информация О компании Русский язык English language info@hotelconsulting.ru


107031, г.Москва, Столешников пер., д.11, тел.: +7 968 716-1313, +7 495 258-8990


Rambler's Top100
Rambler's Top100
Hotel Consulting and Development Group
Сопровождение проектирования
и строительства гостиниц
от замысла до запуска в эксплуатацию

Новости

3 июля 2003
Основные тенденции сочинского рынка…

В 2002 году по данным «Управления по курортному делу и туризму» Администрации города Сочи средняя цена койко-суток в санатории составляла 940 рублей в высокий сезон при разбросе цен от 550 до 1500 рублей в сутки. Сюда включались проживание, питание и лечение. Вроде бы, данное предложение выглядит  достаточно заманчиво: за $33 в сутки отдыхать у моря, принимать лечебные ванны и массажи, не думать о питании. Почему же значительная часть россиян, планирующая отпуск, не рассматривают Сочи как возможную альтернативу зарубежным туристским центрам

Хорошо известно, что лояльность россиян по отношению к отечественным курортам обратно пропорциональна стоимости предложения: наличие большого количества субститутов на рынках основных конкурентов Сочи ограничивает ценовые аппетиты отечественных курортных объектов. Проводя сравнительный анализ ценовой конкурентоспособности сочинского санаторного предложения, следует принимать в расчет полную стоимость пакета услуг, включая расходы на транспорт, поскольку они составляют неотъемлемую часть всего пакета, продвигаемого на рынке. Исходя из зафиксированной средней цены (940 рублей/койко-место в сутки), получаем, что недельное пребывание в среднем санатории будет стоить от $300 до $400 в зависимости от средства транспорта и расстояния

Как показывает сравнительный анализ, сочинское предложение на равных конкурирует только с Румынией и Крымом, предлагающим сходный по составу пакет услуг. Вместе с тем, Болгария и Турция выглядят для клиента, выбирающего, где дешевле (при прочих равных обстоятельствах), значительно более привлекательно. Причина этого лежит на поверхности: во-первых, Сочи не предлагает групповых туров, как Болгария, а значит, клиент не может рассчитывать на групповые скидки. Во-вторых, сочинский пакет значительно «утяжеляет» лечебная составляющая, что справедливо также для Крыма и Румынии.

К каким же выводам можно прийти, проанализировав эти и сопутствующие им отрицательные факторы, влияющие на формирование ситуации на российском черноморском побережье в целом и в Сочи в частности? Если следовать логике изложения, то лечебные услуги представляют скорее нагрузку, чем подспорье при реализации курортного продукта, предназначенного для массового потребителя, поскольку качественное лечение требует времени и стоит не дешево. Двигаясь в направлении развития лечебной составляющей, город неизбежно превратится в курорт для богатых, так как при отсутствии дотаций предложение санаторного комплекса станет недоступным для прочих категорий граждан.

При этом часть действующих санаториев, особенно тех, кто не имеет корпоративной поддержки, будут проданы и уйдут с рынка, во всяком случае, как лечебные заведения. Те средства размещения, которые останутся на рынке, перейдут в другой сегмент, повысив классность в процессе реконструкции. Повышение стоимости сочинского предложения в ближайшей перспективе становится, таким образом, неизбежным, и к этому подталкивает отрасль не только отсутствие дотаций со стороны государства, но и политика местных властей, использующих санаторно-курортные предприятия как «дойную корову», призванную пополнять бюджет. Так, например, сезон прошлого года ознаменовался резким повышением коэффициентов по ставкам вмененного налога, собираемого с малых предприятий края. В этом году в 2 раза увеличилась ставка земельного налога, что тяжелым бременем ложится на себестоимость санаторного продукта.

В настоящее время большинство сочинских санаторных предприятий выживает, благодаря режиму жесткой экономии на всем необходимом: на оплате труда персонала, на маркетинге и продвижении продукта, на ремонте и обновлении…Уже сегодня затраты на коммунальные платежи в среднем сочинском санатории, работающем 6 месяцев в году, составляют до 15% от оборота, что в 2 раза выше, чем в среднем по стране. Налог на землю – от 2 до 4% от оборота (по Москве эта цифра не превышает и одного процента). В этих условиях для того, чтобы выжить, средства размещения вынуждены продавать часть своей территории или корпуса, простое поднятие цен на услуги уже не решает вопроса.

Учитывая местные реалии, у наблюдателей со стороны создается впечатление, что санаторную отрасль сознательно банкротят для расширения оперативного простора для последующих спекулятивных сделок с недвижимостью. Что ж, такой вариант вполне соответствует духу тех процессов, которые происходят и в других регионах страны: центр Москвы освобождается от продовольственных магазинов и бытовых учреждений, а Санкт-Петербург объявил себя городом для богатых еще при Собчаке. Но пока существует возможность для легкого обогащения на сделках по купле-продаже, решение вопросов социального обустройства будет еще долго ждать своего часа.

вернуться к архиву новостей

Главная Напишите нам Поиск Создано в студии Технос-Дизайн
©2003-2024 Hotel Consulting and Development Group

Designed by Technos