16 декабря 2002 Гипермаркет "ИКЕЯ" предполагает строительство трехзвездного отеля на 200 номеров…
Как уже отмечали специалисты "ХКД
Груп" в планах Правительства Москвы до 2010 года стоит строительство
более 19 тысяч гостиничных номеров, из которых более трети будут входить в
состав многофункциональных комплексов. Симбиоз средств размещения с компонентами,
представленными другими видами деловой активности - это относительно новое
явление для отечественного рынка. Одним из последних и наиболее известных
примеров такого сотрудничества стал "Новотель-сити", расположившийся
в культурно-деловом центре Мейерхольда. По концепции проекта клиентура делового
центра становится одновременно и потребителем гостиничных услуг (всего их
комплекса или отдельных компонентов - ресторанов, конференц-залов и т.д.),
чем достигается максимальный экономический эффект. В целом, логика подобных
рассуждений вполне понятна и не вызывает возражений. При правильном расчете
объемов бизнеса всех компонентов гостинично- делового комплекса негативных
"пересечений" здесь возникать не должно. Менее привлекательным,
с нашей точки зрения, является строительство гостиничного комплекса в составе
крупного магазина, что, в частности, предполагает сделать "ИКЕЯ"
в Теплом стане, присоединив к уже существующему магазину трехзвездочный отель
на 200 номеров. В данном случае возникает следующий парадокс: магазины (бутики,
киоски, торговые галереи) такие же "верные спутники" гостиничных
предприятий, как рестораны или конференц-залы. Они формируют самостоятельные
центры прибыли и, таким образом, участвуют в увеличении доходной части бюджета
отеля. Но если гостиница строится при магазине, особенно при гипермаркете,
то ситуация меняется: теперь уже отель рассматривается как "придаток"
торговли. Плохо или хорошо? Ответ будет зависеть от многих составляющих, в
первую очередь, от классности средства размещения. Клиентура гипермаркета,
которой предполагается "заполнять" и гостиницу, вряд ли будет искать
повышенного комфорта и разнообразных дополнительных услуг. Оставшись ночевать
в гостинице при магазине, покупатель, которому не хотелось "на ночь глядя"
возвращаться домой, скорее всего, поспешит покинуть гостеприимный кров на
следующий же день, чтобы не добавлять лишних расходов к тем, что были им произведены
в магазине. Высокая "текучесть" клиентской базы поставит в трудное
положение отдел обслуживания номеров и увеличит эксплуатационные затраты гостиницы.
В такой ситуации наиболее полно соответствовать требованиям подобного позиционирования
отеля будет концепция гостиничной марки "Ибис" компании Аккор: основной
акцент на продажу номеров, минимум дополнительных услуг, применение "экономичных"
материалов в отделке и оборудовании отеля. Если эти параметры соблюдаются,
новое средство размещения может стать рентабельным. Единственное "но",
несколько омрачающее эту радужную картину, - это российская действительность,
на порядок если не более отличающаяся от европейской. Проекты, ориентированные
на среднего европейского потребителя в наших условиях не приживаются, поскольку
этого "среднего" потребителя у нас почти нет. Так что вряд ли сотрудничество
магазинов и гостиниц в российском контексте сможет принести что-либо концептуально
новое. Поэтому проекты, подобные замыслу "ИКЕИ", следовало бы рассматривать
в рамках традиционного подхода: семь раз изучи рынок…
|